понедельник, 11 января 2021 г.

«Влияние оригами на инженерное мышление»

 

Инженерное мышление в ДО - это особый вид мышления. Оно объединяет различные виды мышления: логическое, практическое, теоретическое, а так же творческое, наглядно-образное и техническое.
Инженерное мышление является конструктивным. Под конструктивностью понимается способность ставить цель с учётом технических, материальных, временных, энергетических и других ресурсов, выбирать технические методы и средства, планировать последовательность своих действий, определять степень достижения цели, в случае необходимости ее корректировать, своевременно вносить изменения в реализуемый проект.
Мы уже привыкли, что любой конструктор состоит из определенного набора деталей, которые можно соединять, создавая разнообразные конструкции. А существует ли такой идеальный конструктор, который состоит из одной детали и с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм?
Оказывается, такой конструктор существует. Это - оригами, где из одной детали (листа), различных приемов складывания и фантазии складываются безграничное множество разнообразнейших фигурок, радостных, веселых, добрых и ни на что не похожих.
Знакомство с оригами следует начинать с Древнего Китая, именно там была создана технология производства бумаги. Очень скоро и в Японии наладили свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.
Со временем оригами становится обязательным занятием во многих японских семьях. Родители из поколения в поколение передавали свои знания о немногих известных им поделок оригами детям. Количество фигурок было не велико.
Прием работы с бумагой, как с материалом, который особым образом можно сворачивать получил взрыв популярности после Второй мировой войны благодаря Акиро Йошидзава, который решил посвятить себя оригами и его развитию. Именно он создал то, что сегодня называется «оригамная азбука».
В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».
И действительно, конструирование из бумаги по методу оригами развивает мелкую моторику рук, улучшает память, сочетает образное и логическое мышление и т.д., что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.
Оригами дает огромный простор для работы: одновременное выполнение двумя руками мелких и разнообразных движений пальцами гармонизирует работу левого и правого полушарий мозга.
Оригами, созданное как чисто эстетическое явление встречается в разных областях, его конструкции широко применяется в машиностроении, космосе, медицине.
Таким образом, оригами позволяет апробировать яркие идеи, которые были у людей на протяжении многих веков. Функциональная подвижность оригами, экспериментирования со складыванием бумаги и переносом этих идей на практические решения вдохновляет людей на новые конструктивные идеи, что актуально в современном мире.
Именно поэтому я решила освоить и широко использовать в практике этот замечательный метод.
Из опыта работы известно, что доступность бумаги как материала и простота ее обработки, привлекает детей.
Детям моей группы нравится заниматься оригами еще и потому, что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь своя фигурка.
Работу проводила в несколько этапов
На первом этапе:
̶ Знакомились со свойствами бумаги: для игры «Воздушный футбол» делали «мячи» из бумаги, дули на них, выяснили, что бумага лёгкая и мнется.
̶ Делали бумажные кораблики – узнали, что бумага раскисает.
̶ Также узнали, что бумага бывает разной плотности, может рваться легко или более трудно и т.д.
̶ Заметили, что бумага может легко сгибаться, оставлять след, ломаться на сгибах.
̶ Закрепляли правила изготовления поделок: необходимо тщательно проглаживать сгиб, т.к. если сгиб плохо проглажен, то работа будут выглядеть неаккуратно.
На втором этапе учились складывать бумагу в прямоугольник, квадрат, треугольник, отрабатывали точность движений, соединяли стороны и углы…
Я многократно отрабатывала каждый приём складывания бумаги разными способами, объясняя, показывая, передавая свой опыт
Только после этого мы приступали к изготовлению простейших игрушек. Я объясняла и складывала бумагу вместе с детьми так, что у нас получалась модель, просила детей пробовать складывать бумагу самостоятельно. Т.о, работа над мелкой моторикой, ориентировкой в пространстве и умение преобразовывать геометрические фигуры, позволили перейти к следующему этапу.
На четвертом этапе, для изготовления фигур, требовалось умение выполнять поделку на основе чётких ориентировок на листе;
- ориентироваться в таких понятиях, как «угол», «сторона», «эскиз», «чертеж», «прямая», «отрезок», «диагональ», «условные обозначения»;
- определять, где чертеж, а где эскиз,
- выполнять инструкцию, например, «делим угол пополам», «находим диагональ», «соединяем два противоположных угла» и т.д.
Освоив технику выполнения моделей, дети успевали сделать несколько поделок, что позволило объединять их в сюжетные композиции, дополняя элементами аппликативного оформления фона.
Удивительно, что, пробуя складывать самостоятельно, дети вдруг неожиданно могли создать что-то свое. Получалось рождение новой фигуры, они становились авторами собственной модели.
Занятия оригами способствуют выявлению и укреплению природных способностей человека к конструктивной деятельности, образному и логическому мышлению и воображению.
Таким образом, оригами занимает достойное место в развитии инженерного мышления, как начальное техническое моделирование.
Подводя итоги, хочется полностью согласиться с высказыванием выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского:
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Комментариев нет:

Отправить комментарий