Красота родного края, открывающаясяПазлы "Три богатыря - играть
благодаря сказке, фантазии, творчеству,- это
источник любви к Родине.
Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть
в его сердце и в памяти навсегда сохранятся
образы, в которых воплощается Родина
Дошкольный возраст — важный период для
становления личности, период развития представлений о человеке, обществе, культуре.
В дошкольном возрасте начинает формироваться
чувство патриотизма:
любовь и привязанность к Родине, к
родному краю, преданность ей, ответственность за нее, желание трудится на ее
благо, беречь и умножать богатство. В числе наиболее значимых задач являются
формирование с самого раннего детства базовой культуры личности, высоких нравственных качеств:
основ гражданственности, любви к Родине,
бережного отношения к ее историческому и культурному
наследию; уважение к старшим и сверстникам, культуре и традициям Краснодарского края.
Свои первые нравственные чувства
ребёнок приобретает в узком социуме: в
семье, детском саду. Вместе с развитием чувств ребенок приобретает понятия «дом», «улица», «малая Родина», «Родина», т. е. та территория, на
которой он проживает. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи,
песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями,
укладом жизни, тем самым, формируя любовь к малой и большой Родине.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой
частью души ребёнка, началом, порождающим личность, проявляющую лучшие
человеческие качества.
Исходя из этого, целью воспитания
патриотизма у детей дошкольного
возраста является формирование у них потребности совершать добрые дела и
поступки, чувства сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как
сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность во взаимодействии с
родной природой.
Нравственное, гражданское воспитание
подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку
играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться,
помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же
мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого
отношения к малышам, пожилым людям; умения помогать им.
Чувство патриотизма так многогранно по
своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.
Воспитание любви к родному краю, к
родной культуре, к малой Родине, к родной речи – задача первостепенной важности,
и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается
с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта
любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко
всему человечеству.
Нравственно-патриотическое, гражданское
воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит
развитие нравственных чувств.
Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к
семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни,
связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит
перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя
многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское
восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет
ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей
улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Задача педагога — отобрать из массы
впечатлений, получаемых ребенком,наиболее доступные ему:
природа и мир животных дома (детского сада, родного края);
труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым
привлекается внимание детей, должны
быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная
работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.
Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо
выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая
деревня, станица неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой
быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников
представление о том, чем славен родной край.
Родной край, город… Надо показать
ребенку, что родной город славен своей историей,
традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе
способны усвоить дети?
• Четырехлетний ребенок должен знать
название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
• Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа,
кинотеатр, почта, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что
все это создано для удобства людей.
• Диапазон объектов, с которыми знакомят
старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в
честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего
города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.
Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по
городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает
осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности,
взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании
огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На
конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников
Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо
привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «трудовой подвиг» и
т. д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим
свою Отчизну, Родина чтит своих героев,
отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов,
улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Воспитывая у детей любовь к своему краю, своей станице
необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и
маленьких, есть много общего:
• повсюду люди трудятся для всех
(учителя учат детей; врачи
лечат больных; рабочие делают машины и т. д.);
•везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
• повсюду живут люди разных
национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
• люди берегут и охраняют природу;
• есть общие профессиональные и
общественные праздники и т. д.
К концу дошкольного периода ребенок должен
знать: нашу страну
населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство и
архитектура; каждый народ талантлив
и богат умельцами, музыкантами, художниками и т. д.
В нынешнее время очень важно вырастить
ребенка в мире национальной культуры,
поскольку именно в народном творчестве
сохранились черты и мышление нации. Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить
ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему.
Средствами формирования нравственных,
гражданских чувств дошкольников являются само окружение (природное и
социальное, в котором они живут: художественная литература, музыка,
изобразительное искусство, игра, труд, праздники, которые отмечаются в стране
ив детском саду. Учитывая то, что на кубанской земле многое связано с историей казачества, их нравами, обычаями,
участием в войнах, красота родного края раскрывается не только в её сегодняшних
проявлениях, но и в том, что связано с прошлым. Следовательно, на каждом этапе
своего развития решаются разные задачи воспитания подрастающего поколения, то
есть у него разные нравственные идеалы человека.
На воспитания нравственных, гражданских
чувств оказывают влияние и исторический этап,
и особенности объекта воспитания, и конкретные условия жизни. Чувства детей активно формируются и развиваются в
деятельности, особенно совместной, во взаимоотношениях друг с другом, с
взрослыми. Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным.
Нравственно – патриотическое,
гражданское воспитание не доблесть, не профессия, а естественное человеческое
чувство. Культурное наследие народа —
огромное богатство, которым каждому ребёнку нужно научить правильно
распоряжаться, владеть им так, чтобы не разбазарить, не размельчить, не
разменять на пустяки, а сохранить и приумножить, воплотив его в сокровище
своего внутреннего мира, своей личности, в дальнейшем творческом созидании.
Культура родного края должна войти в сердце
ребёнка и стать частью его души. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас,
проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Комментариев нет:
Отправить комментарий