четверг, 2 мая 2019 г.

Опыты с детьми


ОПЫТ: «Лишняя вода»
Все растения любят воду. Однако, слишком большое количество влпги может им навредить. Каждое растение научилось избавляться от лишней жидкости, которую можно увидеть и даже собрать. 
1 Обильно поливаем растение в горшке.
2 Когда вода полностью впитается в землю, накрываем растение пакетом. Обвязываем пакет вокруг нижней стебля лентой.
3 Ставим растение в теплое солнечное место. Через несколько часов аккуратно разрезаем пакет сверху. Проверяем внутреннюю сторону пакета: жидкость собралась на его стенках в небольшие капельки!
Вывод: растение забирает из воды питательные вещества. Лишняя жидкость поднимается по капиллярам в листья. Из листьев влага испаряется. Так как пакет удерживает влагу, она конденсируется и собирается в капельки на его стенках.


ОПЫТ: «Почему зерно сеют в землю?»
Цели: закрепить и обогатить знания детей о росте растений; организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах; ввести в детский словарь новые слова — «гумус», «лаборант», «укоренение».

Предварительная работа: за неделю до занятий дети под руководством педагога сеют семена в емкости с разным грунтовым составом (песок, опилки, обогащенная органическими удобрениями земля) и ведут наблюдения за прорастанием семян и развитием растений. Педагог рассказывает детям о профессии лаборанта.

Материалы и оборудование: емкости с проросшими семенами, пинцет, микроскоп, альбомные листы, карандаши, фломастеры, краски, мелки, фонограмма для создания музыкального фона на занятии.
ХОД НОД:
Воспитатель в очках, белом халате и шапочке — я - Профессор сельскохозяйственных наук вносит в групповую комнату емкости с проросшим зерном.
Профессор: Дети, на прошлой неделе мы с вами приступили к новым экспериментам. В чем они состояли?
Дети: Мы посеяли семена в емкости с землей, с песком и с опилками.
Профессор: Где мы с вами начали свои опыты?
Дети: В лаборатории.
Профессор: Да, я, Профессор, руководил экспериментальной работой. А вы были — мои лаборанты — активно и старательно мне помогали. Чем обычно занимаются лаборанты?
Дети: Проводят опыты в лабораториях, следят за изменениями веществ во время опытов и записывают их результаты.
Профессор: Что ж, понаблюдаем за изменениями, которые произошли с нашими опытными семенами. Лаборанты! Приготовьтесь к работе.
Дети надевают фартуки.
Профессор: Итак, коллеги, взгляните на наши емкости, куда мы с вами посеяли семена. Что вы видите?
Дети: В горшочках выросли ростки. Это семена проросли.
Профессор (внимательно разглядывая ростки поверх очков): Но во всех емкостях ростки взошли по-разному. Вы зпметили?
Дети: Да. Вот здесь много ростков, густые всходы. И растения выглядят крепкими и здоровым. А здесь — редкие и слабые.
Профессор: Необходимо проанализировать ситуацию. Эти ростки мы с вами сеяли… Куда?
Дети: В землю.
Профессор: Вот именно! В землю! Взгляните-ка в микроскоп. Что вы наблюдаете?
Дети по очереди смотрят в микроскопы.
Дети: Под микроскопом видны кусочки перегнивших листьев, веточек и травы.
Профессор: Совершенно верно, коллеги. Эти перегнившие вещества невероятно полезны для растений. Называются они гумусом. Именно гумус делает землю пригодной для роста растений. Поэтому в емкости с землей ростки зеленые и крепкие. Теперь посмотрим, что стало с семенами, посеянными в песок.
Дети: В песке взошли бледные, слабые ростки, с высохшими макушками.
Вопрос ребенка:
Ты скажи, мой росток,
Отчего ты занемог?
Ребенок-росток:
Жизнь моя нелегка.
Я страдаю от песка.
Профессор: Давайте рассмотрим песок в микроскоп.
Дети: Песок сыпучий, состоит из маленьких песчинок; не удерживает влагу, быстро сохнет. В песке нет остатков перегнивших листьев и травы, нет гумуса, который так полезен для растений.
Профессор: Так вот в чем причина недомогания ростков! Что, по-вашему, тут можно сделать?
Ребенок:
А мы возьмем росточек
И в землю поместим,
Питательной средою
Растенье укрепим.
Профессор: Что ж, посмотрим, что из этого получится. Старший лаборант выберет себе двух помощников и после совещания вместе с ними пересадит растения из песка в землю.
А мы, коллеги, обратим свое внимание на третью емкость. Тут мы с вами разместили опилки. Взгляните на них в микроскоп. Что вы видите?
Дети: Опилки — это мелкие частицы дерева. Они плохо впитывают воду, в них нет перегноя-гумуса.
Профессор: Опишите внешний вид ростков, выросших в опилках.
Дети: Ростки бледно-зеленые, хилые, тонкие.
Ребенок:
Проклюнулся немного
Зелененький глазок.
Вытянулся тонко
Слабый стебелек.
Верхушка пожелтела,
Трудно в рост идти.
Ребенок-росток:
Плохо мне в опилках —
Питанья не найти.
Профессор: К какому же выводу мы придем с вами, коллеги? В какой грунт лучше всего высевать семена?
Дети: В землю, богатую перегноем — гумусом.
Профессор:
Уж ты, семечко-зерно,
Ляжешь в борозду на дно!
Ты не бойся, золотое,
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты росток скорей пошли!
Как весною в ранний час
Семена взошли у нас.
Вышли к солнышку из тьмы:
«Здравствуй, солнце, это мы!»
Мал еще росток — ребенок:
Только-только из пеленок.
Профессор: А сейчас, мои помощники, нам необходимо зафиксировать результаты наших наблюдений.
Дети садятся за столы, рисуют емкости с землей, с песком и с опилками и ростки, которые в них выросли. Во время работы детей звучит тихая, спокойная музыка. Готовые рисунки укрепляются на доске или на стенде. Дети рассматривают рисунки друг друга, объясняют, где какие ростки выросли и почему.
Профессор:
Чтоб смог росточек распуститься,
В земле он должен поселиться.
А мы польем его водицей —
Пускай скорей укоренится.
Пусть солнышко его согреет,
Пусть урожай скорей поспеет!

ПОСЕВНЫЕ ПРИГОВОРКИ
Дождик
Дождик песенку поет:
Кап, кап…
Только кто ее поймет —
Кап, кап?
Не поймем ни я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зеленая трава…
Лучше всех поймет зерно:
Прорастать
Начнет
Оно!
(Борис Заходер)

Дождик, лей весь день,
Поливай ячмень!
Поливай овес,
Чтоб скорее пророс!
Поливай пшеницу,
Пусть уродится!
Дождик, дождик, поливай!
Принеси нам урожай!
(Из русского фольклора)

Зарыли Данилку
В сырую могилку.
А он полежал-полежал
Да на землю побежал.
(Из русского фольклора)

Опыт «Как выйти сухим из воды» (выполняется только с взрослыми)

 Как вы думаете, можно ли окунуться в воду и достать предмет из воды, не намочив пальцев? 
1 Наливаем в тарелку немного воды; 
2 Ставим в тарелку свечу и кладем монетку (не в центр, но и не на край); 
3 Взрослый поджигает свечу. Переворачиваем банку, накрываем ей свечу. Ждем одну минуту. Вода «убегает» в банку. Берем монетку, руки при этом остаются сухими! 
Вывод: Горячий воздух выходит вместе с дымом из банки с горящей свечой. Когда мы переворачиваем банку, свеча гаснет. Воздух в банке начинает остывать и сжиматься, а в освободившееся место втягивается вода из тарелки.


Комментариев нет:

Отправить комментарий